Процессы глобализации и интеграции современного мира приводят к росту интенсивности соприкосновения представителей многообразного и многокультурного общества, обладающего разнообразными, часто противоречивыми и даже взаимоисключающими взглядами на развитие этого общества и свое место в нем. Поэтому одним из приоритетных условий существования человека в мире становится идея мирного сосуществования в поликультурном обществе при сохранении своей индивидуальности и индивидуальности других членов социума, что находит четкое отражение в «Декларации принципов толерантности» [6].
Проблема толерантности приобретает особую значимость в процессе обучения в вузе, который является важным этапом формирования личности профессиональной и личности общественной, способной не только обладать высоким профессиональныи уровнем, но и способностью конструктивно взаимодействовать с окружающим миром, адекватно реагировать на происходящие общественные изменения, личности, «воспринимающей себя в качестве субъекта полилога культур, имеющей активную жизненную позицию, обладающей развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, способной к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [1, с. 6].
Ряд современных российских исследователей (Ж. Зайончковская, Ю. С. Замараева, В. С. Ефимов, Н. П. Копцева, С. З. Стакутис) отмечают тот факт, что развитие Красноярского края имеет определённую альтернативу: или превратиться в малонаселённую местность с вахтовым способом обслуживания добывающей и сырьевой экономики (что будет сопровождаться цивилизационным «поражением» России в Северной Азии), или развиваться в так называемое «большое общество», представляющее собой сложную и подвижную систему различных культур и субкультур, где с помощью экономических, политических и социальных договорённостей каждая локальная культура, не теряя своего культурного своеобразия, может способствовать процветанию системы в целом. Взаимозависимость и взаимодействие всех элементов такой системы возможно на основе «главенствующей ценности, выраженной в способности внутреннего состояния инструмента (человека, общества, глобальной цивилизации) через приращение духовности, культуры, нравственности разума и интеллекта создавать стратегические интеллектуальные продуктивные технологии, социальные системы и политические программы, дающие достижение полезности» [9, с.392]. В связи с этим на первый план выступает проблема формирования толерантности у представителей этих культур, поскольку для достижения совместных задач необходимо достижение взаимопонимания, доверия и терпимости. Именно в этом и заключается реализация задачи построения Сибирского федерального университета как крупного поликультурного центра «учебной миграции», который сможет обеспечить край квалифицированными специалистами, представителями различных этнокультур, усвоивших и присвоивших ценности толерантности за период обучения в вузе и свободно реализующих их в современном обществе. Уже сегодня СФУ представляет собой образовательную площадку, на которой обучаются представители многих культур и верований. Формирование толерантной культурной корпоративной образовательной среды становится насущной необходимостью, которая позволит сделать Красноярский край более привлекательным для студенческой молодежи, ищущей возможность получения престижного высшего образования и профильной специальности.
Рассмотрим роль корпоративной культуры вуза в формировании и поддержании толерантного сознания учащихся. Во-первых, основываясь на социологических исследованияч зарубежных ученых (П. Бергер, Т. Лукман, Г.Олпорт), отметим прямую связь между образованием и толерантностью: чем выше уровень образования, тем более высокую приверженность ценностям толерантости демонстрирует индивид на различных уровнях социальной активности. Так, в американских и английских вузах высоко ценится участие студентов в командных видах спорта для поддержания престижа "университетского духа". Широко распространена практика командно-групповой подготовки студентов к практическим и лабораторным занятиям, подготовки к докладам, работа над научной темой, участие в университетских «дискуссионных клубах». Такие занятия формируют на микроуровне объединяющие коллективные практики, презентующие корпоративную культуру учебного заведения и непосредственно работающие на развитие толерантного сознания как студентов, так и преподавателей. Это необходимо также и для будущей профессиональной деятельности, поскольку только через толерантность индивиды могут успешно соответствовать требованиям современной корпоративной культуры и взаимодействовать на профессиональном уровне в контексте культурно-ценностного плюрализма.
Во-вторых, корпоративная культура вуза не только влияет на субъект образовательного процесса, транслируя ценностные приоритеты, но и демонстрирует значимость каждого индивида в системе ценностей вуза. Этому способствует расширение возможностей личностного общения через электронную почту, интернет - общение через социальные сети, позволяющие предъявлять свою позицию по важному для субъекта вопросу. Приобщение студента к корпоративной культуре вуза осуществляется путем его вовлечения в осознание этой культуры, обеспечивает интерактивность и положительный психологический эффект, в условиях которого студенты откликаются на поставленные проблемы, предлагают личностно-значимое решение.
В-третьих, существенным фактором вовлечения в корпоративную среду вуза студентов как представителей «цифрового поколения» является наличие позитивных лидеров в группе, способствующих организации определенных видов деятельности, которые направлены на воспитание личности студента как субъекта диалога культур, понимающего и принимающего ценности другой культуры как условие развития ценностного толерантного поликультурного мышления. По утверждению В. С. Библера: «Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования. В центре его должно стать образование «человека культуры», человека, способного не только включаться в наличные формы деятельности и мышления, но переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и самого содержания образования» [3, с.12].
Изучение культурного разнообразия окружающей индивида среды, в том числе и знание своей культуры способствует пониманию культуры Другого. Возникает вопрос - на каких ценностях можно строить взаимопонимание и диалог? Существуют общечеловеческие ценности, некоторый общекультурный базис, опираясь на который, мы можем понять друг друга и найти общие точки взаимопонимания: семья, дружба, любовь, отношение к труду и т.д. Вместе с тем существует и культурная вариативность - специфические, присущие определенной культуре ценности, которые не противоречат общекультурным: обычаи, традиции, особенности быта и т.д. Толерантность как ценность, признанная обществом, может не совпадать с ценностями личности, что ставит перед образованием задачу формирования ценностного мира человека, выступающая как регулятор ценностных отношений личности не только с представителями различных социокультурных и этнокультурных групп в поликультурном пространстве, но с миром в настоящем, определяя характер его будущего.
Ценности не даны человеку изначально, они возникают вследствие определенной культурной деятельности и вместе с тем выступают регулятором опредмечивания их в деятельности самого человека. Следовательно, в настоящее время возникает потребность в определении ценностных ориентаций личности, которые позволяют представителю одной культуры вникнуть в сущность другой культуры, оценить ее уникальность и красоту, а также принятие Другого таким, каким он есть, со всеми его личностными особенностями: характером, способностями, темпераментом, манерой поведения и самопроявления. Современное поликультурное образование обладает высоким аксиологическим потенциалом, в его рамках, по-мнению Х. Томаса, «... имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему, изменить ее в соответствии с чужой культурой» [13, с.53].
Формирование ценностных ориентаций, в нашем случае ценностей толерантности, опирается на определенные способы воспитания в рамках гуманистической образовательной парадигмы, которые целенаправленно способствуют интеграции и интериоризации этих ценностей. Эти способы получили свое название: «механизм снизу вверх» и «механизм сверху вниз». Опираясь на иследования А. Д Брагиной [5], рассмотрим функционирование этих взаимодополняющих друг друга способов (механизмов). В певом случае условия взаимоотношений субъектов образовательного процесса, независимо от формы их организации, которая может быть как стихийной, так и специально организованной «актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования». Во втором случае именно педагог предъявляет обучаемому «в готовом виде» те цели, идеалы и побуждения, которые сам индивид должен усвоить и присвоить, принять и использовать как реальный способ взаимодействия с окружающим миром. Мы согласны с мнением исследователя, что такой механизм имеет ряд преимуществ, так как объясняет смысл формируемых навыков, в нашем случае толерантного взаимодействия, служит своего рода предупрежением и избеганием ошибок, возникающих в случае самостоятельного и зачастую стихийного личностного поиска. Но в этом случае второй механизм опирается «на искусственную содержательно-смысловую перестройку действующей системы мотивации, предполагает ее стимулирование путем изменения внутриличностной среды через напряженную работу по переосмыслению своего отношения к действительности; тогда как первый механизм основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают в качестве исходного момента» [5,с.48]. Очевидным является тот факт, что наиболее успешным формирование ценностных ориентаций толерантности будет происходить при включении в содержание образовательного процесса обоих механизмов, которые целенаправленно действуют даже при стихийном стечении обстоятельств. В то же время они являются и относительно самостоятельными, так как при определенных условиях один из них может преобладать над другим. Недостаточность первого механизма, по мнению автора в том, что даже организуя взаимодействие на принципах гуманизма, не существует полной уверенности в формировании прогнозируемых результатов. Поэтому необходимо дополнять этот механизм вторым, убеждая студентов в выполнении норм, имеющих социально-личностную ценность, приобретающих смысл и необходимость как для самого индивида, так и для социума. Целью подобного воздействия должно быть «не внешнее приспособление, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых бы в порядке внутренней закономерности вытекало бы заданное ценностно-ориентированное поведение» [5, с.48].
В общеметодологических рамках реализации методик и технологий воспитания студентов отмечается определенная доминанта,обращенная к когнитивной, аффективной и конативной сторонам сознания студента. Когнитивнй компонент - это приобщение к знаниям, владение ими, является выражением силы интеллекта. Аффективный компонент - обогащение эмоционально-чувственной сферы личности посредством проникновения в другую культуру. Конативный компонент - демонстрирует практический поступок, поведенческий акт человека, утверждающего себя в новом качестве. Важно, чтобы процесс формирования ценностных ориентаций отвечал внутренним потребностям молодых людей и не вызывал отторжения, побуждал к профессионально-личностному самосовершенствованию [4].
Ценности не принимаются извне: они созидаются в процессе переживаний, кроме рациональных компонентов включают иррациональную составляющую и, соответственно, имеют прочную эмоциональную основу. В связи с этим многие современные теоретические воззрения гораздо большую роль в развитии личности отводят сфере эмоций, которая раньше, как правило, оставалась в тени, поскольку развитие трактовалось, прежде всего, как развитие рационального, теоретического мышления. По мнению психологов [2,с.16], для большинства людей эмоции гораздо в большей степени контролируют поведение из сферы подсознания, чем разум через сферу сознания. «Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельноси»[11,с.102]. Для педагогики из множества эмоциональных процессов и состояний важны те чувства, которые связывают людей друг с другом. В социальной психологии их называют эмоциональные отношения (например, симпатия, любовь, эмпатия и др.) или аттракция как обозначение всех видов позитивно окрашенных отношений одного человека к другому, на возникновение которых влияет множество факторов, особенно важными из которых выступают открытость, коммуникативность в общении, доверие и т.д. [11]. Все эти факторы являются, по нашему мнению, признаками толерантного человека, который, в свою очередь,сам способствует формированию толерантной культурной среды.
По мнению В. А. Сластена, Г. И. Чижаковой и других ученых, формирование ценностного отношения является еще недостаточно изученной проблемой. Осуществляется попытка определения и научного обоснования условий, способствующих формированию ценностного отношения личности, педагогического обеспечения решения названной задачи. В частности, установлено, что основным источником и способом реализации ценностного отношения является деятельность. Сущность процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобще значимой ценности в личностно значимую. Обогащение ценностных характеристик деятельности способствует формированию ценностных отношений ее субъекта, что, свою очередь, обуславливает воспроизводство ценностного характера самой деятельности [10, с.19].
Обсуждая проблему интегрирования ценностей толерантности в корпоративную культуру вуза, необходимо учитывать информатизацию общества и образования. Современный индивид получает образование, т.е. формирует свое индивидуальное ценностно-смысловое содержание в семье, учебном заведении, но также и в виртуальном пространстве, которое занимает сейчас ключевое место в его личностном развитии. Информационное общество изначально предполагает утверждение категорий непохожести и индивидуальности как ценностных ориентаций разнородной социальности мира. Но сразу же возникает проблема принятия не только собственной индивидуальности, но и индивидуальности другого человека как ценности. Особенностью информационного общества является теснейшая коммуникация в виртуальном пространстве на всех уровнях: личностном, корпоративном, государственном, хотя сам индивид становится духовно независим от общества, сам выбирает ценностную шкалу предпочтений и общения.
Учащиеся с самого раннего возраста строят свою жизнь и образование как члены разных сетевых сообществ. Они уже живут в двух реальностях: виртуальной и реальной. Причем в виртуальной среде они выполняют множество различных функций. Это поддерживается и активно стимулируется многообразием развивающихся возможностей виртуальности, в которой представлены большинство типов информации; от бытовой до научной, реальные и виртуальные друзья, магазины, финансовые структуры, политика и др. Каждое существующее направление в виртуальном представлении имеет хорошо сложенную, устоявшуюся инфраструктуру, что позволяет комфортно и результативно ими пользоваться. У «компьютерного» поколения уже сформировалось другое понимание информационного взаимодействия в виртуальной среде. Рассматривая формирование коммуникативной активности современной интернет-аудитории, Л. Б. Зубанова [7,с.81] отмечает, что интернет становится для молодежи пространством полноценной коммуникации, глобальным пространством диалога, который происходит «здесь и сейчас». Кроме этого, интернет-общение способствует ощущению универсализма коммуникации, так как человек одновременно является наблюдателем событий и их участником, но в то же время - читателем и писателем, инициатором и потребителем. Современная блогосфера выступает в качестве легитимной площадки диалогового взаимодействия интернет-аудитории и является примером виртуальной инновационной образовательной среды. А. А. Калмыков и Л. А. Хачатуров [8] полагают, что виртуальная среда образовательного учреждения способствует творческому постижению субъектом «Себя - Нового» и освоению новых знаний и новых степеней свободы. Эта инновационная составляющая личности значительно стимулирует процессы взаимовлияния и взаимодействия субъекта и среды.
Одним из ведущих механизмов - проводников реализации этого принципа - является диалог. Подлинным субъектом виртуального интернет-пространства человек становится через постоянное "общение-действование", где он утверждает себя в мире через непрерывный диалог как с другими субъектами, другими культурами, так и с самим собой. Диалоговое взаимодействие в блогосфере между представителями различных культур позволяет не только соприкасаться с другой культурой, но и выступает источником личностных преобразований самого индивида. Диалог предполагает настроенность личности на равноправное общение, отказ от претензии на монополию обладания истиной. Кроме этого, диалоговое интернет-взаимодействие формирует систему норм и ценностей, в том числе и ценностей толерантности, принимаемых субъектами образовательного процесса, что способствует дальнейшей интеграции ценностей толерантности в корпоративную культуру вуза.
Еще одним важным механизмом интеграции толерантных ценностей в корпоративную среду СФУ может выступать общее поле мыследеятельности всех субъектов образовательного процесса. При этом необходимо определить содержание общей мыследеятельности, актуализирующее позитивное эмоционально-ценностное отношение к формированию толерантной культуры. В структуре ценностных ориентаций выражены в единстве когнитивный, эмоциональный и ценностный компоненты, которые содержательно отражают аксиологическую триаду: ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова). Интеграция толерантной ценности в корпоративную среду вуза предполагает в процессе диалога формировать:
- толерантные знания (познание и понимание позиций Другого и позиций своего «Я»);
- толерантные отношения (опора на социально-значимые ценности, позитивное отношение);
- толерантное поведение (разумность поведения, соблюдение норм взаимоотношения с Другим).
Организацию общего поля мыследеятельности, способного повлиять на корпоративную культуру в условиях информатизации образования с учетом особенностей современного студента как представителя «цифрового поколения», целесообразно перенести на специально организованный сайт, в нашем случае на разрабатываемый нами сайт СФУ «Учимся Жить и Учимся Быть Вместе».
Очевидно, что в нашем случае вхождение студента в толерантную культуру предполагает:
- ориентацию студентов на ценности толерантности с целью осознания ее значимости для осуществления профессиональной и личностной реализации;
- принятие толерантных ценностей через участие в обсуждении-реагировании, понимание чужой точки зрения;
- закрепление толерантных ценностей в процессе включения студентов в интерактивные форумы.
В иформационной среде виртуальной коммуникации интернет-пространства аудитория представляет собой особый вид активного читателя, т.е. совокупность людей:
- формирующих референтную зону восприятия информации,
- объединившаяся на основе общности интереса, форм и способов его реализации,
- являющихся не просто пассивным объектом воздействия/потребителем, а
- непосредственным, действующим участником коммуникации [7, с.81].
Кроме этого, теории «активных аудиторий» допускают многообразие позиций аудитории по отношению к вовлеченности в представленную информационную картину (событие): критическая позиция, референтная, реалистическая, ценностно-свободная, игровая, ценностно-зависимая, ценностно-свободная [12, с.350].
Разнообразные и разнохарактерные комментарии по тому или иному инфоповоду, затрагивающему проблему толерантности, принимают дискуссионно-диалоговый коммуникативный характер (реакция на реакцию) и свидетельствуют о содержательном разнообразии занимаемой читателем позиции, о своеобразном приращении функции «авторства чтения» [7]: когда реагирование на сообщение вызывает не только отклик-комментарий, но и порождает новый тип авторского сообщения, способствует возникновению ситуации информационного со-участия, когда виртуальная коммуникация порождает новый тип активного читателя, действенного участника диалога, одним из производимых эффектов которого становится интегрирование ценностей толерантности в последующем коммуникативно-диалоговом взаимодействии.
Полагаясь на критерии и ключевые характеристики нового типа активности интернет-читателя, предложенные Л. Б. Зубановой [7], в условиях разрабатываемого сайта нас интересует не только активное отношение студентов к тому или иному сообщению (событию), но и содержание самих сообщений, демонстрирующих как процесс формирования толерантности, так и уровни сформированности этого феномена. Поэтому к характеристикам активности интернет-читателя:
количество сообщений - комментариев-откликов на предложенную информацию,
эмоциональную вовлеченность - демонстрацию позитивной или негативной личностной оценки информации,
оперативность и продолжительность комментирования информации - феномен ожидания инфоповода (оперативность реагирования) и продление инфоэффекта (удержание продолжительного интереса аудитории к содержанию сообщения),
наличие устойчивой дискуссионно-диалоговой коммуникаци - аудитория выступает не только в качестве партнера по диалогу , но и заказчиком «инфоменю», рассматривается как рационально-ориентированный избиратель, настроенный на удовлетворение и возвышение своих духовных потребностей; по нашему мнению, необходимо добавить характеристику: «содержание сообщения в контексте сформированности толерантности».
Принятие таких характеристик активности студентов в оценке качества виртуальной коммуникации позволит отслеживать процесс количественного и качественного расширения участников этой дискуссионно-диалоговой коммуникации и интегрирования ценности толерантности в корпоративную среду вуза.
Рецензенты:
Гафурова Н. В., д-р пед. наук, профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения», ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет», г.Красноярск.
Игнатова В. В., д-р пед. наук, профессор, зав.кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический унивверситет», г.Красноярск.
Библиографическая ссылка
Богданова А.И., Осипова С.И. ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОРПОРАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8560 (дата обращения: 01.06.2024).